Необходимое качество медицинских услуг достигается во взаимосвязи мастерства и профессионализма непосредственно лечащих врачей и другого медицинского персонала, от их добросовестности и умения кооперироваться для достижения совместных успехов,
от наличия соответствующих современных медико-технических средств, от адекватных научно обоснованных приемов консультирования и лечения, от соблюдения врачами и медицинским персоналом этических норм, включая клятву, от степени закрепления вопросов качества, мер ответственности за его несоблюдение на законодательном и договорном уровне.
Необходимыми критериями медицинской добросовестности являются правовое и информационное подкрепление.
Правовое регулирование медицинской деятельности
Понятие "медицинская помощь надлежащего качества" раскрывается в нормативных документах Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС). Так, например, в Методических рекомендациях, разработанных ФФОМС, дается следующее определение: "Медицинская помощь надлежащего качества (качественная медицинская помощь) - медицинская помощь, оказываемая медицинским работником, исключающая негативные последствия:
- затрудняющие стабилизацию или увеличивающие риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания, повышающие риск возникновения нового патологического процесса;
- приводящие к неоптимальному использованию ресурсов медицинского учреждения;
- вызывающие неудовлетворенность пациента от его взаимодействия с медицинским учреждением"
Согласно Приказа ФФОМС от 6 сентября 2000 г. N 73 "Об утверждении методических рекомендаций" (в ред. Приказа ФФОМС от 11.11.2002 N 54) // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://base.consultant.ru (дата обращения - 20.11.2009).
Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ) при разработке программ обеспечения качества медицинской помощи следует принимать во внимание следующие факторы:
- квалификацию врача и соблюдение им технологии диагностики и лечения;
- риск для пациента от медицинского вмешательства;
- наличие ресурсов и оптимальность их использования;
- удовлетворенность пациента.