Приказ Минздрава СССР от 21 июля 1988 г. N 579
"Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов"
(с изменениями от 25 декабря 1997 г.)
В целях определения профессиональной компетентности, объема знаний, практических умений и навыков врачей различных специальностей при их аттестации, прохождении обучения в системе постдипломной подготовки и самообразования
1. Утверждаю:
квалификационные характеристики по 86 врачебным должностям (приложение).
2. Председателям аттестационных комиссий, ректорам институтов усовершенствования врачей, руководителям органов и учреждений здравоохранения приказываю:
2.1. принять к сведению и исполнению квалификационные характеристики
на врачей-специалистов;
2.2 обеспечить тиражирование в необходимом количестве квалификационных
характеристик на врачей-специалистов.
Первый заместитель Министра И.Н.Денисов
Приложение N 1
к приказу Минздрава СССР
от 21 июля 1988 г. N 579
Сборник
квалификационных характеристик
врачей-специалистов различных профилей
В настоящий сборник включены квалификационные характеристики врачей-специалистов
по 86 врачебным должностям. Каждая из характеристик содержит требования к
общим и специальным знаниям и умениям специалиста, список обязательной литературы.
Общими для всех врачей-специалистов являются требования к их личностным
свойствам.
Врач-специалист должен быть подготовлен для самостоятельной профессиональной
деятельности и выполнения основных функций: организационной, диагностической,
консультативной, лечебной и профилактической. Он должен сочетать глубокую
теоретическую подготовку с практическими умениями, ответственно относиться
к порученному делу, быть требовательным к себе и подчиненным, постоянно повышать
свою профессиональную компетентность и уровень общей культуры, занимаясь непрерывным
самообразованием.
Врач-специалист обязан применять на практике принципы научной организации
труда, активно использовать электронно-вычислительную и лечебно-диагностическую
технику применительно к профилю своей деятельности, уметь ориентироваться
в современной научно-технической информации, эффективно использовать ее для
решения практических задач, проявлять инициативу, принципиальность и добросовестность
в работе, пропагандировать здоровый образ жизни и сам следовать ее принципам.
Врач-специалист должен строго соблюдать требованиям присяги врача Советского
Союза, во всех своих действиях руководствоваться принципами коммунистической
морали, выполнять свой гражданский долг, использовать в повседневной работе
принципы врачебной этики и деонтологии, соблюдать врачебную тайну.
17. Квалификационная характеристика
специалиста врача анастезиолога-реаниматолога
В соответствии с требованиями специальности врач анестезиолог реаниматолог
должен знать и уметь:
1. Общие знания.
2. Общие умения.
3. Специальные знания и умения.
4. Манипуляции и исследования.
5. Список обязательной литературы.
1. Общие знания:
- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы,
определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
- общие принципы организации службы анестезиологии, реанимации и интенсивной
терапии, действующие приказы и другие документы, регулирующие службу. Оснащение
отделений и гигиенические требования;
- правовые вопросы в анестезиологии-реаниматологии;
- элементы топографической анатомии нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой
систем, желудочно-кишечного тракта, необходимые для выполнения операций и
манипуляций;
- нормальную и патологическую физиологию нервной, эндокринной, дыхательной,
сердечно-сосудистой систем, печени, почек, желудочно-кишечного тракта, водно-электролитного
баланса, кислотно-щелочного состояния, системы крови;
- клиническую картину, функциональную и биохимическую диагностику синдромов
острых нарушений функций систем и органов;
- патофизиологию острой травмы, кровопотери, шока, коагулопатий, гипотермии,
болевых синдромов, острой дыхательной и середечно-сосудистой недостаточности;
- патофизиологию различных видов умирания и клинической смерти, восстановительного
периода после оживления (постреанимационной болезни);
- анатомо-физиологические особенности детского возраста, изменения в
пожилом и старческом возрасте;
- клиническое и фармакологическое обоснование использования средств,
применяемых при проведении анестезии: для ингаляционного и неингаляционного
наркоза, снотворных, нейролептических, транквилизаторов, седативных, антидепрессантов,
противосудорожных, анальгезирующих (наркотических анальгетиков и их антагонистов,
ненаркотических анальгетиков), антихолинэстеразных, холинолитических, ганглиоблокирующих,
мышечных релаксантов, местноанестезирующих, антигистаминных;
- клиническое и фармакологическое обоснование использования средств,
применяемых при проведении интенсивной терапии и реанимации: адреналина и
адреномиметических, антиадренэргических, дофамина, сердечных гликозидов, антиаритмических,
спазмолитических, сосудорасширяющих, антигипертензивных, диуретических и дегидратационных,
витаминов, средств, влияющих на свертывание крови, гормонов и их аналогов,
ферментных и антиферментных (фибринолитических, ингибиторов протеолиза и фибринолиза),
средств, влияющих на свертывание крови (антикоагулянтов прямого и непрямого
действия, антигеморрагических и гемостатических), аминокислот и средств для
парентерального питания, плазмозамещающих растворов, солевых растворов, препаратов
для коррекции кислотно-щелочного и ионного равновесия (щелочей и кислот, препаратов
кальция и калия, содержащих железо и фосфор), сахара, кислорода, иммуномодуляторов,
антибиотиков, сульфаниламидных, противовирусных, антисептических;
- вопросы проницаемости медикаментов через плацентарный барьер;
- методы предоперационного обследования, лечебной подготовки к операции
и анестезии, премедикации;
- современные методы общей, местной и регионарной анестезии в различных
областях хирургии, анестезию у больных с сопутствующими заболеваниями и патологическими
состояниями; анестезию в различных условиях (стационаре, поликлинике, военно-полевых
условиях, при массовых поступлениях пострадавших);
- современные методы интенсивной терапии и реанимации при различных заболеваниях
и критических состояниях в хирургии (различных областях), терапии, акушерстве
и гинекологии, урологии, травматологии, кардиологии, клинике инфекционных
болезней, педиатрии, токсикологии, неврологии - принципы асептики и антисептики:
- формы и методы санитарно-просветительной работы.
2. Общие умения:
- оценить на основании клинических, биохимических и функциональных методов
исследования состояние больных, требующих оперативного вмешательства;
- провести предоперационную подготовку с включением инфузионной терапии,
парентерального и энтерального зондового питания, обеспечив предварительно
по показаниям доступ к периферическим или центральным венам;
- выбрать и провести наиболее безопасную для больного анестезию с использованием
современных наркозно-дыхательных и диагностических аппаратов во время оперативного
вмешательства, при болезненных манипуляциях и исследованиях;
- разработать и провести комплекс необходимых лечебно-профилактических
мероприятий в послеоперационном периоде;
- оценить состояние и выделить ведущие синдромы у больных (пострадавших),
находящихся в терминальном и тяжелом состоянии;
- проводить терапию синдромов острой дыхательной недостаточности, малого
сердечного выброса, коагулопатий, дисгидрий, экзо- и эндотоксикоза, белково-энергетической
недостаточности, внутричерепной дистензии и их сочетаний;
- проводить санитарно-просветительную работу среди населения;
- оформить медицинскую документацию.
3. Специальные знания и умения:
- оценить состояние больного перед операцией, провести премедикацию;
- организовать рабочее место в операционной с учетом мер профилактики
взрывов и воспламенений, правил работы с баллонами со сжатыми газами, подготовки
к работе и эксплуатации аппаратуры для наркоза, искусственной вентиляции легких,
мониторного наблюдения за больным, необходимых инструментов, медикаментов;
- эксплуатировать аппараты для анестезии и наблюдения за больными, искусственной
вентиляции люгких; распознавать основные неисправности;
- провести вводный наркоз внутривенными и ингаляционными препаратами,
применять миорелаксанты;
- осуществить принудительную вентиляцию легких маской наркозного аппарата,
интубацию трахеи на фоне введения миорелаксантов, искусственную вентиляцию
легких вручную и с попощью респираторов;
- провести поддержание адекватной проводимой операции и состоянию больного
анестезии ингаляционными и внутривенными препаратами, многокомпонентной и
комбинированной анестезии при плановых операциях в общей хирургии, урологии,
гинекологии, ортопедии и травматологии у взрослых и детей;
- провести анестезию при экстренных абдоминальных операциях (по поводу
перитонита, кишечной непроходимости, желудочно-кишечных кровотечений, внутренних
кровотечений, при остром холецистите и панкреатите и др.), экстренных урологических
операциях, при травматических повреждениях у взрослых и детей;
- провести анестезию в акушерско-гинекологической практике при нормальном
и оперативном родоразрешении, при родовспомогательных процедурах, при экстрагенитальной
патологии, при экстренных операциях и процедурах;
- осуществить непрерывный контроль состояния больного во время анестезии,
своевременно распознавать возникающие нарушения состояния больного и осложнения,
применять обоснованную корригирующую терапию;
- осуществить рациональную инфузионно-трансфузионную терапию во время
анестезии с учетом особенностей детского возраста, состояния больного;
- осуществить наблюдение за больным и необходимое лечение в периоде выхода
больного из анестезии и ближайшем послеоперационном периоде до полного восстановления
жизненно важных функций;
- установить необходимость продолженного наблюдения и интенсивной терапии
в послеоперационном периоде и показания к нахождению больного в отделении
(палате) интенсивной терапии (реанимации), до перевода в это отделение обеспечить
необходимую интенсивную терапию и наблюдение за больным;
- провести местное обезболивание: аппликационную, инфильтрационную, футлярную
и эпидуральную анестезию (на поясничном уровне);
- провести профилактику и лечение осложнений местной и проводниковой
анестезии;
- распознавать осложнения анестезии, возникшие вследствие необычной реакции
на медикаменты, неправильной техники анестезии (нарушение доставки кислорода,
интубация в пищевод, гиперкапния, гипертрансфузия), клапанного пневмоторакса,
острой сердечно-сосудистой недостаточности, проводить своевременно лечебно-реанимационные
мероприятия;
- установить показания и производить катетеризацию периферических и центральных
(подключичной и внутренней яремной) вен, осуществить контроль проводимых инфузий
и состояний больного;
- распознать и правильно лечить осложнения катетеризации центральных
(подключичной и внутренней яремной) вен, пневмо-, гидро-, гемоторакс;
- провести премедикацию, анестезию, посленаркозный период у детей, обеспечивая
при этом расчетные дозировки (по возрасту и массе тела) медикаментов, поддержание
проходимости дыхательных путей и интубацию (выбор интубационной трубки, ее
диаметра в зависимости от возраста, особенности техники интубации), используя
аппаратуру для детей;
- провести неотложные мероприятия при синдромах острой сердечно-сосудистой,
дыхательной, нервной, печеночной, почечной недостаточности, при критических
состояниях эндокринного генеза;
- распознать на основании клинических и лабораторных данных нарушения
водно-электролитного обмена и кислотно-щелочного состояния, проводить коррекцию
их нарушений;
- диагностировать и лечить гиповолемические состояния;
- диагностировать и лечить нарушения свертывающей и противосвертывающей
системы крови;
- провести неотложные мероприятия при:
различных формах шока;
ожоговой травме;
тяжелой черепно-мозговой травме, политравме, травме груди;
осложненных формах инфаркта миокарда, нарушениях ритма сердечной деятельности,
гипертоническом кризе;
комах неясной этиологии;
отравлениях (медикаментами, препаратами бытовой химии, угарным газом,
ФОС, этанолом и др.);
столбняке, холере, ботулизме;
радиационных поражениях;
- провести форсированный диурез;
- определить показания к перитонеальному диализу, гемосорбции, плазмафорезу,
другим методам детоксикации;
- провести корригирующую инфузионно-трансфузионную терапию, парентеральное
и зондовое энтеральное питание;
- осуществить уход и наблюдение за больными при длительных внутривенных
инфузиях, диагностировать осложнения;
- установить показания к гипербарической оксигенации;
- провести по показаниям:
ингаляционный, внутривенный, комбинированный наркоз масочным и эндотрахеальным
способом, с раздельной и эндобронхиальной интубацией, при искусственной вентиляции
легких и самостоятельном дыхании, комбинированную электроанальгезию и чрезкожную
электронейростимуляцию, внутривенную анестезию инфузионным (капельным) способом
с использованием аппаратов для длительных дозированных инфузий;
проводниковую анестезию: блокаду нервов и нервных сплетений верхней и
нижней конечности, эпидуральную (на различных уровнях, обычную и продленную
с катетером), спинальную; эпидуральную анальгезию введением морфина для обезболивания
в послеоперационном периоде и при болевых синдромах;
искусственную вентиляцию легких инжекционным методом;
анестезию у детей всех возрастных групп от периода новорожденности, в
том числе при высоких степенях анестезиолого-операционного риска;
анестезию при плановых и экстренных операциях во всех областях специализированной
хирургии (торакальной, нейрохирургии, оториноларингологии, офтальмологии,
челюстно-лицевой хирургии, ортопедии и травматологии, акушерстве и гинекологии,
урологии, стоматологии);
анестезию с превентивным наложением трахеостомы;
интубацию трахеи под местной анестезией ротовым и носовым путем;
- диагностировать и лечить возникшие во время операции нарушения газообмена,
кровообращения, гемокоагуляции, терморегуляции, аллергические и анафилактические
реакции, хирургическую кровопотерю;
- диагностировать и лечить осложнения в послеоперационном периоде, нарушения
жизненно важных функций, проводить обезболивание;
- применить различные виды искусственной вентиляции легких, продленной
интубации и трахеостомии, адаптации к респиратору, седативной терапии, отключения
от респиратора, ухода за больным с трахеостомой, контроля состояния газообмена;
стерилизации и обеззараживания аппаратуры и инструментария для искусственной
вентиляции легких;
- выполнить лечебную бронхоскопию и промывание бронхов при аспирационном
синдроме, бронхиальной обструкции;
- проводить интенсивную терапию при:
септических состояниях, перитоните, диарее, истощающей рвоте с применением
антибактериальных препаратов, зондового и парентерального питания;
политравме, шоке, травме груди, радиационной, электротравме, ожоговой
травме, черепно-мозговой травме;
остром инфаркте миокарда, нарушениях ритма сердца, с использованием электростимуляционной
терапии и электроимпульсной терапии;
тяжелой акушерской патологии; экламптических состояниях, нефропатии,
шоковых и шокоподобных состояниях, акушерских кровотечениях;
экзогенных отравлениях этанолом, препаратами бытовой химии, медикаментами,
токсическими продуктами промышленности с использованием по показаниям гемосорбции;
инфекционных заболеваний у взрослых и у детей: кишечных инфекциях, менингите,
полиомиелите, столбняке, ботулизме;
диабетическом кетоацидозе, феахромоцитомном кризе, недостаточности надпочечников;
тиреотоксических кризах;
гипертермическом синдроме и судорожном синдроме у детей;
в восстановительном периоде после оживления;
- провести реанимацию при клинической смерти с применением закрытого
и открытого массажа сердца, внутрисердечного и внутрисосудистого введения
медикаментов, разных способов вентиляции легких;
мероприятий церебропротекции, специальных методов интенсивной терапии
в восстановительном периоде после оживления - гипербарооксигенации, экстракорпоральной
детоксикации, вспомогательного кровообращения;
- определить границы реанимации и критерии ее прекращения, установить
диагноз "смерти мозга", условия допустимости взятия органов для трансплантации.
4. Манипуляции
- искусственная вентиляция легких: простейшими методами ("рот-в-рот",
"рот-в-нос"), вручную через маску или интубационную трубку с помощью аппарата
для наркоза, портативного респиратора, инжекционным методом;
- прямой и непрямой массаж сердца;
- интубация трахеи методом прямой ларингоскопии, вслепую через рот и
носовые ходы под наркозом и местной анестезией;
- общая анестезия в зависимости от состояния больного и оперативного
вмешательства;
- местная аппликационная, инфильтрационная, футлярная, проводниковая,
эпидуральная и спинальная анестезия;
- катетеризация эпидурального пространства;
- использование аппаратуры для наркоза, искусственной вентиляции легких,
мониторирования жизненно важных функций с соблюдением правил ухода за ней,
техники безопасности;
- использование в соответствии с правилами баллонов сжатых газов, проверка
закиси азота на чистоту;
- опорожнение желудка зондом, прижатие пищевода в области шеи (прием
Селлика) и др. методы;
- венепункции, венесекции, катетеризация периферических и центральных
вен у взрослых и детей, длительная инфузионно-трансфузионная терапия,использование
аппаратуры для дозированных инфузий;
- артериопункция и артериосекция;
- взятие крови для анализа газов крови и КЩС;
- определение группы и резус-принадлежности крови (индивидуальной совместимости);
- экспресс-диагностика нарушений свертывания крови;
- пункция и дренирование плевральной полости;
- внутрисердечное введение медикаментов;
- пункция трахеи;
- трахеостомия, коникотомия;
- бронхоскопия, очищение дыхательных путей от патологического содержимого;
- вибрационный массаж грудной клетки;
- запись и расшифровка электрокардиограммы и электроэнцефалограммы;
- электростимуляция и электродефибрилляция;
- измерение центрального венозного давления;
- катетеризация мочевого пузыря, измерение диуреза;
- энтеральное зондовое и парентеральное питание;
- расчеты дефицита воды, электролитов, нарушений белкового и углеводного
обмена, КЩС, гемоглобина и гематокрита и коррекции этих нарушений;
- иммобилизация конечностей при травмах;
- наложение повязки на рану.
5. Список обязательной литературы
1. Бунятян А.А., Рябов Г.А., Маневич А.3. Анестезиология и реаниматология.
М., Медицина, 1984.
2. Бунятян А.А (ред.). Справочник по анестезиологии и реаниматологии.
М., Медицина, 1987.
3. Кассиль В.Л. Искусственная вентиляция легких в интенсивной терапии.
М., Медицина, 1987.
4. Зильбер А.П. Клиническая физиология в анестезиологии и реаниматологии.
М., Медицина, 1984.
5. Михельсон В.А. Детская анестезия и реаниматология. М., Медицина, 1985.
6. Неговский В.А. Очерки по реаниматологии. М., Медицина, 1986.
7. Пащук А.Ю. Региональное обезболивание. М., Медицина, 1987.
8. Рябов Г.А., Семенов В.Н. Экстренная анестезиология. М., Медицина,
1983.
9. Терновой К.С., Бутылкин Ю.П., Бобылев Ю.И. Неотложные состояния. Атлас,
Киев, "Здоровье", 1984.
10. Чепкий Л.П. (ред.). Справочник по анестезиологии, Киев, "Здоровье",
1987.
11. Шанин Ю.Н., Волков Ю.Н., Костюченко А.Л., Плешаков В.И. Послеоперационная
интенсивная терапия. М., Медицина, 1978.
12. Терешенский А.И. и соавт. Интенсивная терапия и дыхательная реанимация
при астматических состояниях. Киев, Здоровье, 1985.
13. Черняховский Ф.Р. Организация отделения анестезиологии и реаниматологии.
М., Медицина, 1979.
17.1. Квалификационная характеристика
специалиста анастезиолога-реаниматолога
детского лечебно-профилактического учреждения
В соответствии с требованиями специальности врач детский анестезиолог-реаниматолог
должен знать и уметь:
1. Общие знания.
2. Общие умения.
3. Специальные знания и умения.
4. Манипуляции .
5. Список обязательной литературы.
1. Общие знания:
- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы,
определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
- организацию службы анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии
в стране, службы скорой и неотложной помощи детям, действующие приказы и другие
директивные документы, определяющие их деятельность;
- правовые вопросы в анестезиологии и реаниматологии;
- организацию в детских лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения
отделений анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии, оснащение этих
отделений и гигиенические требования к ним;
- организацию службы переливания крови и донорства;
- топографическую анатомию центральной нервной системы, сердечно-сосудистой
системы, дыхательных путей и легких в возрастном аспекте;
- физиологические особенности органов и систем детского организма;
- роль вегетативной нервной системы в регуляции жизненно важных функций
организма;
- клиническую физиологию и патофизиологию органов кровообращения (сердце,
сосуды, микрорегуляция), внешнего дыхания, нарушения газообмена и его виды,
признаки острой печеночной недостаточности;
- основы водно-электролитного обмена, кислотно-щелочное равновесие, возможные
типы нарушений и принципы лечения в различных возрастных группах;
- патофизиологию шока, профилактику и лечение его основных форм;
- травматизм и патофизиологию кровопотери;
- патофизиологию тромбоэмболии (жировой и воздушной);
- патофизиологию отека головного мозга и легких;
- физиологию и патофизиологию свертывания крови;
- организацию диспансеризации детского населения;
- формы и методы санитарного просвещения.
2. Общие умения:
- получить информацию о заболевании, применить объективные методы обследования
больного; оценить тяжесть состояния больного; определить объем и последовательность
реанимационных мероприятий, оказать необходимую срочную помощь;
- определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных,
рентгенологических, функциональных и др.), уметь интерпретировать их результаты;
- разработать план подготовки больного к экстренной или плановой операции,
провести предоперационную подготовку;
- обосновать схему, разработать план и практически осуществить интенсивную
терапию больных детей различных возрастных групп, находящихся в неотложных
и критических состояниях, обусловленных тяжелыми заболеваниями, отравлениями
и травмой;
- определить групповую и видовую совместимость крови, объем кровопотери
и выполнить внутривенное переливание или внутриартериальное нагнетание крови,
выявить возможные посттрансфузионные осложнения и провести борьбу с ними;
- разработать план послеоперационного ведения больного и профилактики
послеоперационных осложнений;
- оформить медицинскую документацию, утвержденную МЗ СССР.
3. Специальные знания и умения:
В области анестезии:
- клиническое и фармакологическое обоснование использования седативных
и снотворных средств, возбуждающих лекарств, нейролептических алкалоидов красавки,
сердечных и сосудистых средств, кортикостероидов, инсулина, противосудорожных
и анальгезирующих веществ;
- миорелаксанты короткого и длительного действия, диуретические и дегидратационные
средства; средства, влияющие на свертывание крови; витамины; кровезаменители
и кровезаместители; антибиотики и антисептики, их совместимость;
- принципы предоперационной подготовки и премедикации больного к наркозу
в различных возрастных группах, включая новорожденных;
- технику безопасности при проведении анестезии, стадии наркоза и клинические
признаки этих стадий;
- задачи анестезиологического обеспечения и классификацию методов анестезии;
принципы выбора анестезиологического пособия, степень операционного риска
у детей, индукцию наркоза;
- показания и противопоказания к применению общего обезболивания; однокомпонентный
и многокомпонентный наркоз; ингаляционный и неингаляционный наркоз; масочный
и эндотрахеальный способ наркоза;
- показания и противопоказания к общему обезболиванию с применением центральных
анальгетиков (промедол, морфин, дипидолор, лаксир и др.);
- показания и противопоказания к общему обезболиванию с применением кетамина,
калипсола и других неингаляционных анестетиков;
- аппаратуру ингаляционного наркоза, ее характеристики и правила эксплуатации;
- методы контроля за состоянием больного и коррекцию нарушений, возникающих
во время общей анестезии;
- особенности восстановительного периода после общей анестезии в различных
возрастных группах, включая новорожденных, осложнения ближайшего посленаркозного
периода;
- осложнения, связанные с анестезиологической техникой и медикаментозными
препаратами, меры борьбы с ними;
- способы местной анестезии (инфильтрационная, региональная и проводниковая)
и связанные с ними осложнения, показания и противопоказания;
- технику эпидуральной анестезии, характеристику местных анестетиков,
применяемых для эпидуральной анестезии (концентрация, доза, латентный период);
показания и противопоказания, осложнения и их профилактику; комбинированную
эпидуральную анестезию с ингаляционными и внутривенными анестетиками;
В области интенсивной терапии и реанимации:
- структуру и организацию отделений интенсивной терапии, оборудование
отделений (палат) интенсивной терапии;
- методы клинического наблюдения за больными и контроль за их состоянием
с помощью аппаратуры, мониторное наблюдение;
- интенсивную терапию у недоношенных детей и новорожденных при синдроме
удушья и асфиксии;
- оценку состояния водно-электролитного обмена и кислотно-щелочного равновесия,
их коррекцию; методы коррекции гиповолемии;
- энтеральное и парентеральное питание, их сочетание;
- способы искусственного дыхания и длительной искусственной вентиляции
легких;
- показания к пролонгированной интубации и трахеотомии;
- показания и противопоказания к гипербарической оксигенации и внелегочной
оксигенации;
- лечебную и диагностическую бронхоскопию;
- патофизиологию и терапию ожоговой болезни;
- распознавание и лечение различных форм шока (геморрагического, травматического,
ожогового, эндотоксического);
- интенсивную терапию при тяжелой черепно-мозговой травме и политравме,
терапию отека мозга;
- диагностику и лечение коматозных состояний у детей (гипогликемическая,
гипергликемическая комы и др.);
- лечение нарушений сердечного ритма, включая терапию электростимулятором;
- интенсивную терапию при экзогенных отравлениях; методы выведения ядов;
- лечение острой дыхательной недостаточности;
- мероприятия при гипертермическом и судорожном синдроме;
- лечение тромбоэмболии (воздушной и жировой);
- терапию тиреотоксического криза и лечение диабета;
- терапию нарушений свертывающей системы крови, включая коагулопатию
и гиперфибринолиз;
- основные патогенетические факторы при различных видах умирания организма;
формы остановки кровообращения, их диагностика и реанимационные мероприятия
на госпитальном этапе и в стационаре; критерии эффективности реанимации, критерии
гибели мозга в связи с решением вопроса о взятии органов для пересадки;
- основные принципы инфузионно-трансфузионной терапии;
- основные реанимационные мероприятия при острой асфиксии, электротравме,
утоплении;
- реанимационные мероприятия при массовом поступлении пострадавших.
В области смежных дисциплин:
- в терапии: диагностику сердечно-сосудистых заболеваний; диагностику
и терапию при нарушениях ритма сердца, сердечной декомпенсации, гипотонии
и гипертонии; лечение сахарного диабета, функциональную диагностику легких;
- в хирургии: асептику и антисептику, проведение анестезии при кишечной
непроходимости, перитоните; особенности анестезии при экстренных абдоминальных
операциях на печени, желчном пузыре, желудке и 12-перстной кишке, толстом
и тонком кишечнике, почках и мочевых путях;
- в хирургии новорожденных: анестезию при атрезии пищевода, пилоростенозе,
врожденной диафрагмальной грыже, атрезии заднепроходного отверстия;
- в специальных областях хирургии: выбор метода анестезии в челюстно-лицевой
хирургии, стоматологии, нейрохирургии, торакальной и сердечной хирургии, оториноларингологии
и офтальмологии;
- в гинекологии и акушерстве: физиологию и патофизиологию беременности,
проницаемость медикаментов через плаценту;
- в педиатрии: состояния и заболевания, требующие анестезиологического
обеспечения и интенсивной терапии - менингит, энцефалит, нейротоксикоз, поражения
ЦНС; поражения и заболевания органов дыхания и дыхательных путей - пороки
развития, аспирационный синдром, ларингит, бронхиальная астма, бронхоэктазы
и др.; нарушения водноэлектролитного и кислотно-основного обмена - дегидратационные
состояния при токсикозах, кишечной непроходимости, пилоростенозе, респираторном
алкалозе и ацидозе.
4. Манипуляции:
- интубация трахеи методом прямой ларингоскопии или вслепую через носовые
ходы:
- рассчитать параметры ИВЛ;
- трахеотомия, трахеостомия, коникотомия и пункция трахеи;
- туалет верхних дыхательных путей, трахеи и бронхов;
- венепункция, венесекция, катетеризация периферических и центральных
вен; артериопункция и артериосекция;
- взятие капиллярной крови для анализа газов крови и КЩС;
- определение групп крови и резус-принадлежности;
- плевральная пункция и дренирование плевральной полости;
- пункция полостей сердца и внутрисердечное введение лекарственных веществ;
- электростимуляция и дефибрилляция сердца;
- закрытый и открытый массаж сердца, торакотомия;
- искусственная вентиляция легких (ИВЛ), искусственное дыхание "рот в
рот" и "рот в нос";
- расчет дефицита воды, электролитов, белка, гемоглобина и их коррекция;
- коррекция кислотно-основного состояния, дефицита белков, углеводов
и жиров;
- внутривенное вливание, внутриартериальное нагнетание крови;
- спинно-мозговая пункция;
- декомпрессия, дренирование и промывание желудка и кишечника;
- запись электрокардиограммы;
- определение группы крови, видовой несовместимости;
- катетеризация мочевого пузыря.
5. Список обязательной литературы
1. Акжигитов Г.Н., Картовкин К.К. Организация детской анестезиологической
службы. М., 1983.
2. Бунятян А.А., Рябов Г.А., Маневич А.3. Анестезиология и реаниматология.
2-е изд. М., 1984.
2. Бунятян А.А. ред. Справочник по анестезиологии и реаниматологии. М.,
1982.
4. Гаврюшов В.В., Сотникова К.А. ред. Неонатология. Руководство для врачей.
Л., Медицина, 1985.
5. 3ильбер А.П. Клиническая физиология в анестезиологии и реаниматологии.
М., 1984.
6. Михельсон В.А. Детская анестезиология и реанимация. Учебник для медвузов.
М., 1985.
7. Михельсон В.А. с соавт. Кетаминовый наркоз у детей. Кишинев, 1987.
8. Неговский В.А. ред. Постреанимациониая болезнь. Изд. 2-е. М., 1987.
9. Рабов Г.А., Семенов В.Н., Терентьева Л.М. Экстренная анестезиология.
М., 1983.
10. Усенко Л.В. ред. Анестезиология и реанимация. Учебное пособие. Киев,
1983.
63. Квалификационная характеристика
специалиста врача - педиатра-неонатолога
В соответствии с требованиями специальности врач педиатр-неонатолог должен
знать и уметь:
1. Общие знания.
2. Общие умения.
3. Специальные знания и умения.
4. Манипуляции.
5. Список обязательной литературы.
1. Общие знания:
- основы законодательства о здравоохранении, директивные документы, определяющие
деятельность органов и учреждений здравоохранения, правовые основы здравоохранения;
- систему охраны материнства и детства в СССР; основные руководящие документы
партии и правительства в области охраны здоровья матери и ребенка;
- организацию лечебно-профилактической помощи женщинам и новорожденным;
- охрану здоровья и труда женщин;
- рождаемость, планирование семьи и социальные аспекты здоровья беременных;
- перинатальную смертность, ее структуру, причины и профилактику;
- организацию антенатальной охраны плода;
- роль женских консультаций в снижении перинатальной смертности; связь
женских консультаций с детскими поликлиниками и родильными домами;
- диспансеризацию беременных; группы риска, медико-генетическое консультирование;
- принципы работы физиологических и специализированных родовспомогательных
учреждений;
- санитарно-эпидемиологический режим родильного дома;
- организацию работы род. блока;
- эпидемиологию и профилактику внутригоспитальной инфекции в родильных
домах, отделениях для новорожденных детей;
- организацию и принципы работы отделений новорожденных в родовспомогательных
учреждениях;
- выписку новорожденного на участок; показания и противопоказания к переводу
в другие стационары; транспортировку больных новорожденных, недоношенных детей;
- организацию и принципы работы отделений для патологии новорожденных
детей; отделений хирургии новорожденных;
- организацию и принципы работы отделений для выхаживания недоношенных
детей и для патологии недоношенных;
- организацию и принципы работы отделений реабилитации новорожденных
детей с поражением центральной нервной системы;
- организацию службы реанимации и интенсивной терапии для новорожденных
и недоношенных детей;
- организацию выхаживания недоношенных и маловесных детей;
- организацию патологоанатомической службы;
- основные лабораторные, функциональные и специальные методы исследования
новорожденных;
- показания к переводу новорожденных из родильного дома и стационаров
в отделения (центры) реанимации и интенсивной терапии;
- методы дезинфекции и стерилизации оборудования, аппаратуры и инструментария.
2. Общие умения:
- прогнозировать и проводить мероприятия по коррекции состояния новорожденного,
родившегося в гипоксии, или с клиникой внутричерепной родовой травмы и другими
патологическими состояниями с учетом особенностей протекания родов у матери;
- провести первичную реанимацию новорожденных и недоношенных детей, родившихся
в асфиксии;
- провести объективное исследование новорожденного;
- оценить тяжесть состояния ребенка; оказать необходимую срочную помощь;
- определить необходимость дополнительных методов исследования (лабораторных,
рентгенологических, функциональных и др.) и интерпретировать их результаты;
- установить диагноз; обосновать схему, план и тактику ведения и лечения
ребенка;
- провести комплекс необходимых лечебно-профилактических мероприятий;
- работать с оборудованием, лечебной и контрольно-диагностической аппаратурой
(кувезами, лампами лучистого тепла и фототерапии, аппаратами ИВЛ, различными
мониторами и др.);
- выполнять мероприятия по диспансеризации детского населения;
- проводить санитарно-просветительную работу и гигиеническое воспитание;
- осуществлять наблюдение и ведение новорожденных на педиатрическом участке;
патронаж; назначение профилактических и общеоздоровительных мероприятий;
- осуществлять наблюдение и ведение недоношенных детей на педиатрическом
участке;
- оформить медицинскую документацию;
- провести анализ перинатальной и неонатальной смертности.
3. Специальные знания и умения:
- анатомо-физиологические особенности внутриутробного плода; иммунологические
взаимоотношения матери и плода; роль плаценты;
- диагностику пороков развития у внутриутробного плода;
- влияние различных факторов вредности (физических, химических, биологических
и др.) в различные сроки беременности на внутриутробное развитие плода;
- влияние осложнений течения беременности на плод и ребенка;
- влияние поздних токсикозов на уровень перинатальной смертности;
- иммунологическую несовместимость матери и плода;
- влияние курения и алкоголя на плод;
- перинатальную смертность и заболеваемость новорожденных у курящих матерей;
- алкогольные эмбриофетопатии;
- проницаемость лекарственных препаратов через плаценту; влияние на плод
некоторых лекарственных препаратов при лечении заболеваний матери во время
беременности;
- невынашивание беременности и его профилактика;
- перенашивание беременности и его влияние на плод и ребенка;
- многоплодную беременность, ее влияние на плод и ребенка;
- основные методы, используемые для определения состояния внутриутробного
плода и его заболеваний;
- роль вирусных инфекций в перинатальной патологии;
- внутриутробные инфекции, их клиника, диагностика, лечение и профилактика;
- физиологию и патологию плода в интранатальном периоде;
- влияние патологии родового акта у матери на плод и ребенка (преждевременная
отслойка плаценты, острая кровопотеря, быстрые или затяжные роды, оперативные
вмешательства);
- профилактика гипоксии плода и ребенка;
- оценка новорожденного по шкале Апгар;
- физиологию и уход за новорожденным переношенным ребенком;
- парафизиологические состояния новорожденных;
- метаболические особенности периода адаптации;
- физиологию и особенности ухода за недоношенным ребенком;
- дети малого веса при рождении;
- группы новорожденных высокого риска;
- вскармливание доношенного ребенка; питьевой режим;
- вскармливание недоношенного ребенка; питьевой режим;
Врач педиатр-неонатолог должен установить диагноз и провести необходимое
лечение при следующих состояниях и заболеваниях:
- нарушения водно-солевого обмена (синдром обезвоживания, отечный синдром);
- нарушения кислотно-основного обмена;
- нарушения углеводного обмена;
- нарушения билирубинового обмена; классификацию желтух, их диагностику
и лечение; билирубиновую энцефалопатию;
- гипоксические и травматические поражения центральной нервной системы;
- менингиты, менингоэнцефалиты;
- внутриутробные инфекции;
- неотложные состояния, требующие интенсивной терапии (синдром дыхательных
расстройств, шок, нарушения гемоликвородинамики II-III степени, острая надпочечниковая
недостаточность, судорожный синдром геморрагический синдром, гипертермический
синдром, синдром обезвоживания II-III степени, отечный синдром II-III степени,
острый анемический синдром);
- неинфекционные поражения легких (идиопатический респираторный дистресс-синдром,
аспирационный синдром); атемитазы; отечно-геморрагический синдром; болезнь
гиалиновых мембран;
- инфекционные поражения органов дыхания (острые респираторные вирусные
заболевания, ларинготрахеит, бронхиолит, пневмонии);
- пневмонии у недоношенных детей;
- заболевания сердца (врожденные, пороки сердца, субэндокардиальный фиброэластоз,
миокардиты и др.);
- заболевания пищеварительной системы (дисбиоциноз, синдромы нарушенного
кишечного всасывания, стоматиты различной этиологии, эзофагиты, гастродуодениты,
энтероколиты и др.);
- воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей (первичные и
вторичные пиелонефриты, вульвовагиниты, фимоз, баланиты);
- нарушения эндокринной системы (заболевания щитовидной и паращитовидных
желез, поражения надпочечников, диабетическая фетопатия и др.);
- заболевания органов кроветворения (анемии различной этиологии: врожденные,
постгеморрагические, постгемолитические при инфекционных заболеваниях);
- нарушение системы гемостаза (геморрагическая болезнь новорожденных,
синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания, тромбоцитопении,
врожденный дефицит факторов свертывания крови);
- анемии у недоношенных детей;
- наследственные заболевания (врожденная гиперплазия коры надпочечников,
фенилкетонурия, галактоземия, муковисцидоз и др.);
- локализованные формы гнойно-воспалительных заболеваний (везикулопустулез,
пузырчатка, мастит, парапроктит, конъюнктивит, дакриоцистит, омфалит и др.);
- тяжелые формы гнойно-воспалительных заболеваний (флегмона, гнойный
лимфаденит, гнойный паротит, остеомиелит, стафилококковые поражения легких,
язвенно-некротический энтероколит, перитонит, сепсис);
- особенности течения гнойно-септических инфекций у недоношенных детей
(местные гнойные процессы, сепсис);
- гипотрофию: внутриутробную и приобретенную;
- фармакодинамику лекарственных препаратов, применяемых при неотложных
состояниях у новорожденных детей (показания, дозы, механизм действия и побочные
эффекты неингаляционных анестетиков, нейролептиков, транквилизаторов, барбитуратов,
дыхательных аналептиков, гормонов, адреномиметиков и др.;
- применить основные методы реанимации и интенсивной терапии (восстановление
и поддержание свободной проходимости дыхательных путей, показания и противопоказания
к различным методам оксигенотерапии и их осложнения, краниоцеребральная гипотермия,
фототерапия, заменное переливание крови, гемасорбция и др.);
- осуществить реанимацию новорожденных, родившихся в асфиксии;
- осуществить инфузионную терапию при неотложных состояниях у новорожденных;
принять меры к предотвращению осложнений инфузионной терапии;
- провести актибактериальную терапию;
- оценить данные основных лабораторных, рентгенологических, электрофизиологических,
биохимических, гематологических методов диагностики.
В смежных областях:
Хирургия новорожденных:
- заболевания новорожденных, требующих хирургического вмешательства:
врожденные пороки развития желудочно-кишечного тракта, клинические проявления
различных видов непроходимости, принципы рентгенологического обследования
новорожденных с подозрением на непроходимость, объем мероприятий по предупреждению
осложнений и подготовка ребенка к операции; врожденные пороки развития легких;
мочевыделительной, сердечно-сосудистой систем, спинного и головного мозга;
опухоли: ортопедические заболевания и др.
4. Манипуляции:
- первичный туалет новорожденного;
- обработка пуповины и пупочной ранки;
- венепункция и катетеризация вены пуповины;
- санация верхних дыхательных путей, трахеи и главных бронхов;
- интубация трахеи методом прямой ларингоскопии или вслепую по пальцу;
- перкуссионный и вибрационный массаж грудной клетки;
- вспомогательная ручная вентиляция;
- искусственное дыхание методом "рот в рот" и "рот в нос";
- аппаратная искусственная вентиляция легких (в родзале);
- закрытый массаж сердца и внутрисердечное введение лекарственных препаратов;
- зондирование и промывание желудка, высокая очистительная клизма;
- определение группы крови, резус-принадлежности;
- определение гемоглобина, гематокрита;
- взятие капиллярной крови для анализа газов и КОС;
- внутривенные вливания;
- заменное переливание крови;
- спинномозговая пункция;
- расчет дефицита воды, электролитов, гемоглобина, гематокрита и их коррекция;
- коррекция КОС, дефицита белков, углеводов и жиров;
- расчет питания.
5. Список обязательной литературы
1. Антонов А.Г., Бадюк Е.Е., Тылькиджи Ю.А. Гомеостаз новорожденного.
Л., Медицина, 1984, 184 с.
2. Гипоксия плода и новорожденного (под ред. М.Я.Студеникина (СССР) и
Н.Халлмана (Финляндия)). Совм. изд. СССР-Финляндия. М., Медицина, 1984, 240
с.
3. Долецкий С.Я., Гаврюшов В.В., Акопян В.Г. Хирургия новорожденных (Руководство
для врачей). М., Медицина, 1976, 320 с.
4. Исаков Ю.Ф., Михельсон В.А., Штатнов М.К. Инфузионная терапия и парентеральное
питание в детской хирургии. М., Медицина, 1985, 288 с.
5. Казанцев А.П., Попова Н.И. Внутриутробные инфекционные заболевания
у детей и их профилактика. Л., Медицина, 1980, 228 с.
6. Коронес Ш.Б. Новорожденные высокого риска. (Пер. с англ.) - М., Медицина,
1981, 397 с.
7. Лебедев Б.В., Барашнев Ю.И., Якунин Ю.А. Невропатология раннего детского
возраста. Л., Медицина, 1981, 312 с.
8. Маркова И.В., Шабалов Н.П. Клиническая фармакология новорожденных.
Л., Медицина, 1984, 288 с.
9. Михельсон В.А. Детская анестезиология и реанимация. Учебник для медвузов.
М., Медицина, 1985, 312 с.
10. Новикова Е.Ч., Тагиев Н.А. Сепсис недоношенных детей. М., Медицина,
1976, 182 с.
11. Островский А.Д., Воробьев А.С. Сепсис новорожденных. Л., Медицина,
1985, 248 с.
12. Папаян А.В., Шабалов Н.П. Геморрагические диатезы у детей. Л., Медицина,
1982, 288 с.
13. Персианинов Л.С., Сидельникова В.М., Елизарова И.П. Гемолитическая
болезнь плода и новорожденного. Л., Медицина, 1981, 206 с.
16. Неонатология (Руководство для врачей) (Под ред. Гаврюшова В.В., Сотниковой
К.А.). Л., Медицина, 1985, 336 с.
17. Сотникова К.А., Барашнев Ю.И. Дифференциальная диагностика заболеваний
новорожденных. Л., Медицина, 1982, 216 с.